Подержанные автомобили в кредит - Б/Удем брать?
Взять кредит на подержанное авто стало намного проще. Корреспондент «Денег» выяснил, что некоторые банки начали предлагать такие кредиты с минимальным начальным взносом. Правда, пока таких героев на рынке — единицы.
Помнится, два года назад к автору статьи за помощью обратился его знакомый, который хотел получить кредит на покупку трех подержанных автомобилей для сдачи их в аренду таксистам. Но, несмотря на грамотно составленный бизнес-план и наличие у заемщика квартиры в качестве залога, кредит ему не выдал ни один из 15 банков, которые пришлось объехать. Банкиры сходу отказывали, как только до них доходило, что речь идет не о новеньких салонных машинах, а о подержанных авто, хоть и в хорошем состоянии.
Деньги на начало собственного бизнеса тогда удалось найти у друзей и родственников, а окупился “проект” уже через год. Помнится, тогда “кредитчики” из банков “Аваль”, ПриватБанк и Укрсоцбанк уверяли, что никто и никогда в Украине не будет выдавать подобных кредитов. Уж слишком неликвидны залоги б/у машины. Как оказалось, они ошибались.
Уже за прошлый год количество кредитов на покупку подержанных авто, по данным Ассоциации украинских банков и Всеукраинской ассоциации кредитных союзов, выросло минимум в 2,5 раза. Правда, происходит это не за счет изменения приоритетов банков, а из-за активной позиции кредитных брокеров, которые активно “тусуются” на автобазарах, а также размещают рекламу в общественном транспорте и Интернете.
Б/у по цене нового
Как выяснили “«Деньги», из первой десятки банков (отобраны по объему кредитования физлиц) покупку б/у машин кредитуют восемь. Условия, правда, мрачные. Начальный взнос — от 20–40%, хотя на новые машины давно уже есть возможность оформить кредит с нулевым взносом. Зато ставки по кредитам вполне нормальные — от 10–13,5% в долларах.
Лишь некоторые банки при покупке старых авто задирают ставки до 20% годовых в долларах и требуют погашения займа только на условиях аннуитета.
Условия получения займа на покупку авто “не первой свежести” несколько отличаются от тех, которые предоставляются для покупки новых моделей. Банки требуют, чтобы возраст приобретаемой машины не превышал 5–8 лет на момент выдачи кредита и 10 лет — на момент его полного погашения. Выставляются иногда и требования к пробегу автомобиля — не более 40–100 тыс. км.
Строже оценивается и сам заемщик — получить кредит не смогут те, на ком висят еще непогашенные кредиты, либо те, кто не имеет прописки в городе, в котором работает банк-кредитор. Могут потребовать и дополнительные документы. Помимо стандартного пакета заемщика (паспорт, справка о присвоении идентификационного номера, справка с работы и прочее) ВАБанк, к примеру, попросит копию загранпаспорта, а также удостоверение водителя, а в банке “Райффайзен Банк Аваль” необходимо будет дополнительно предоставить копии документов, подтверждающих право собственности на недвижимость или другое имущество.
Срок же кредитования при покупке “машин второй свежести” — максимум 5 лет, а у некоторых банков и 2–3 года (напомним, при покупке новых машин максимум — 7 лет).
Правда, к продавцам машин банкиры теперь относятся более лояльно. Если раньше банки выдавали кредиты на б/у машины, только если их продавали конкретные автосалоны, то теперь согласны и на продавцов с авторынка, и просто на автовладельцев. Главное, чтобы имелись в наличии документы, подтверждающие право собственности на автомобиль (свидетельство о регистрации в ГАИ), а также талон о прохождении техосмотра.
Но можно дешевле
Как удалось узнать “«Деньгам», средние и мелкие банки идут иногда и на еще большие “поблажки” заемщикам. Об этом нам сообщил кредитный брокер, который пообещал оформить кредит в среднем банке с нулевым (!) первоначальным взносом, под 13% в долларах и на срок 5 лет. “Советую подать документы как можно скорее — до конца сезона отпусков. В таком случае мы гарантируем, что максимум через пять дней кредит будет оформлен в одном из банков, с которым мы сотрудничаем”, — рассказал нам посредник Александр из Украинского межбанковского кредитного союза.
Собрав весь необходимый пакет документов, корреспондент «Денег» отправился в офис к брокерам. Документы приняли и обещали перезвонить на следующий день. Для очистки совести корреспондент “Денег” подал документы на покупку подержанного авто и в Ощадбанк. Причем в тот же день.
В итоге на момент выхода статьи — спустя две недели — ответа от банкиров так и не поступило, а вот посредники перезвонили уже на второй день. Они сообщили, что кредит можно получить в Актив-банке (42-е место по объему активов) по ранее оговоренным условиям. То есть выбранную машину можно было получить уже на следующий день после внесения первого платежа в размере $273,05.
Удалось найти “Деньгам” и банки, согласные на начальный взнос в 15% при выдаче кредита на покупку подержанной машины. Их мало, но они есть. Правда, в массе своей банкиры все же осторожны при принятии решения о выдаче кредитов на старые машины — ведь в случае, если заемщик не сможет погашать кредит, обратить такое авто в приличные деньги будет очень непросто.
Новые схемы
Еще один способ купить б/у машину — обратиться в страховую компанию. Некоторые страховщики на своих сайтах (только после ввода пароля для клиентов) предлагают поврежденные автомобили, восстановление которых экономически нецелесообразно ни для страхователей, ни для страховой компании. Правда, такие авто не только имеют большой пробег, но и, как правило, сильно повреждены в авариях.
В интернет-аукционе может принять участие любое физическое или юридическое лицо после соответствующей регистрации. Для оформления регистрации в качестве участника аукциона нужно обратиться в офис компании, предоставить паспорт и справку о присвоении идентификационного номера, заключить с компанией договор о сотрудничестве. После оформления договора участнику присваивается логин и пароль, которые дают возможность непосредственно участвовать в аукционе на интернет-сайте.
Зайдя на нужную страницу, пользователь может видеть свежевыставленные машины, которые предлагаются на продажу, не выходя из офиса и не звоня в страховую компанию. На сайте находится информация и фотографии поврежденного автомобиля, с помощью которых покупатель сможет оценить степень повреждения и определить сумму, за которую он готов купить автомобиль.
Страховая компания в данном случае не влияет на процесс торгов, а выступает только их организатором. Ведь, строго говоря, продажа автомобилей, пусть и б/у, не входит в перечень уставных видов деятельности страховщика.
Затягиваем гайки
В итоге получается, что покупка подержанного автомобиля в кредит обходится примерно во столько же, сколько за наличные — покупка нового, но классом пониже. Посредники действительно помогают оформить займ в банке быстрее, хотя иногда стоимость страховки и обслуживания такого авто может быть намного выше, чем нового. А иногда брокеры и вовсе берутся “все устроить”, только если заемщик соглашается на условия аннуитетного погашения кредита, которые обычно оборачиваются солидной переплатой.
Впрочем, иногда брокеры все же бывают незаменимы. Семейная пара — Лена и Антон — приобрели год назад в кредит подержанную “Мазду” под 10% годовых в долларах в крупном банке, который как раз тогда предлагал целевую программу кредитования. Но на оформление всех документов ушло больше месяца. Они признаются, что готовы были бы переплатить до 5% за то, чтобы получить кредит быстрее, но, к сожалению, не нашли посредников, и все документы им пришлось оформлять самим.
Есть выбор — либо обращаться к посредникам и через три дня садиться в подержанный “мерс”, который обойдется в конечном итоге на 10% больше рыночной цены, либо ждать решения кредитного комитета банка. А может лучше подумать о новой машине с нулевым начальным взносом?
Источник - http://www.dengi-ua.com
|