|
История и география Кипра
|
|
|
Официальное название: республика Кипр
Площадь: 9251 км.кв.
Расположение: Республика Кипр расположена в восточной части Средиземного моря на одноименном острове. Кипр — третий по величине (после Сицилии и Сардинии) остров Средиземного моря.
Численность населения: 754 тыс. человек (1999). Большинство населения острова - греки (78%), турки-киприоты - 18%, арабы, армяне и другие — 4%. Киприотов отличает высокий уровень грамотности — 94%. Для культурной жизни острова характерны многочисленные театральные и поэтические фестивали, конкурсы певцов народных песен и исполнителей народных танцев. Большая часть киприотов теперь проживает в городах (70% общего числа жителей).
Язык: Официальным языком является греческий. Повсеместно употребляется английский, реже французский и немецкий, а также турецкий. Во многих гостиницах есть русскоговорящий персонал.
Религия: православие 77%, ислам 18%.
Столица: Никосия (250 тыс. жителей, 1999).
Государственный праздник: День независимости (16 августа; с 1960г.).
Форма правления - республика
Денежная единица: евро.
Телефонный код +357
Кипр - член ООН с 1960 г., Евросоюза с 2004 г.
Географическое положение
Кипр расположен в северо-восточной части Средиземного моря. Максимальная его протяженность с востока на запад – 240 километров, с севера на юг – около 100 километров. По размерам Кипр – третий остров в Средиземном море. Его площадь 9251 квадратный километр.
Близость к Малой Азии и Северной Африке – остров расположен на широте 35 градусов (между 32 и 34 градусами восточной долготы), в 95 километрах от сирийского, в 380 километрах от египетского и всего в 65 от турецкого побережья – определяет географическую принадлежность Кипра к Передней Азии.
Омывается со всех сторон Средиземным морем. Берега преимущественно низменные, изрезаны слабо; на севере – крутые, скалистые. Протяжённость береговой линии 648 км. При подлете к острову на самолете видны многочисленные бухточки и заливы, темная зелень долин в коричневом обрамлении гор.
Рельеф
Ландшафт острова определяется двумя параллельными горными цепями, отличающимися друг от друга геолого-морфологической структурой, что связано с различиями в их происхождении и формировании. Состоящая преимущественно из известняков Киренийская гряда протянулась почти вдоль всего северного побережья – от мыса Кормакитис на западе до мыса Апостола Андрея на востоке.
Горы Киреиии имеют протяженность 125 километров и круто падают к побережью. На северо-востоке горная цепь образует узкий полуостров Карпас (Карпасия). С вершины самой высокой здесь горы Кипариссовуно (1024 м) в хорошую погоду видно побережье Анатолии, до которой отсюда 80 километров.
На юго-западе расположен крупный горный массив Троодос с самой высокой в стране горой Олимбос (1951 м). Он протянулся примерно на 80 километров, достигает в ширину 25 километров и густо порос лесом. Здесь много шумных прозрачных источников. Чистый горный воздух, живописные тропы, мягкий приятный климат делают этот район излюбленным местом отдыха, особенно в жаркое летнее время.
Между этими горными системами развернулась плодородная равнина Месаория(высота около 200 м), сложенная мезокайнозойскими отложениями, имеющая выходы к морю на востоке и западе, и ещё более плодородный бассейн Морфу (на западе). Равнину Месаория пересекает русло реки Педиас – наиболее протяженной, хотя и немноговодной, как и другие реки острова, пересыхающие летом. Естественных озер с пресной водой на Кипре нет. Имеются лишь два относительно крупных соленых озера на юге острова.
История Кипра до X в.
Кипр расположенный на пересечении важнейших торговых путей, всегда привлекал к себе внимание соседей и играл в истории Средиземноморья значительную роль, о чем свидетельствует богатая событиями судьба острова.
Древнейшие следы человека на Кипре восходят к каменному веку, а цивилизация, о которой свидетельствует сохранившиеся надписи на камне, возникла здесь ещё в конце третьего тысячелетия до н.э. Однако этическая принадлежность создателей этой цивилизации не установлена: надписи не расшифрованы. В середине второго тысячелетия до н.э Кипр стал одним из центров крито-микенской культуры, развивавшейся в раннерабовладельческий городах-государствах.
Из-за своего местоположения у стыка трёх континентов Старого света Кипр стал яблоком раздора как для непосредственных соседей, так и для других государств древности и средневековья.
В 4 тысячелетии до н.э. на острове существовала развитая цивилизация, а в начале 3 тысячелетия стали использоваться и бронзовые орудия. Богатые кипрские месторождения меди интересовали торговцев из соседних стран. Начиная с 16 в. до н.э. возникают города-государства, устанавливаются постоянные связи с Египтом, Сирией и Палестиной. Большое влияние на кипрскую культуру оказала цивилизация древнего Крита, а в 14–11 вв. до н.э. остров заселили греки-ахейцы.
Они несколькими волнами переселились на Кипр, неся с собой достижения микенской культуры. Одним из первых проявлений культурного влияния переселенцев можно считать появление на Кипре особой разновидности линейного слогового письма. Первоначально оно предназначалось для записи местного (этеокипрского) языка. Распространение письменности связано было прежде всего с экономической необходимостью, с ведением на Кипре торговых операций.
Хотя глиняные таблички с записями найдены только в Энкоми, ученые располагают достаточными свидетельствами распространения письменности во всех частях острова. Попытки расшифровать тексты из Энкоми пока не увенчались успехом, но даже сейчас можно говорить, что, в отличие от табличек, найденных в Микенах и на Крите, они представляют собой не только инвентарные списки, но и записи связного текста, возможно поэм.
С 9 в. до н.э. на Кипре создают свои колонии и финикийцы. Остров становится одним из центров международного судоходства и торговли. Оказавшись в самом центре общественной жизни Восточного Средиземноморья, Кипр испытывал все более сильное и резкое по своей направленности влияние соседей. Финикийцы (с X в. до н.э.), ассирийцы (с конца VII в. до н.э.), египтяне (с VI в. до н.э.), персы (с VI по IV вв. до н.э.) – пытались подчинить Кипр своему влиянию. Однако реакцией жителей острова был устойчивый консерватизм, предполагавший следование уже сложившимся традициям в быту, искусстве и политике.
В то время как в самой Греции рождалась система городов-государств (полисов), киприоты оставались верны ахейским политическим порядкам. На острове продолжало существовать несколько воинственных монархий, вся власть в которых принадлежала царям: они же выступали в качестве главных лиц культа. Столь же последовательно жители острова сохраняли приверженность к частной собственности и иммунитетам, хотя эти принципы противоречили порядкам в тех ближневосточных государствах, которые претендовали на верховенство над островом.
Симптоматично и стремление киприотов к сохранению слоговой письменности, хотя с VIII в. до н.э. широкое распространение получило алфавитное письмо. Показательна и апелляция киприотов к героическому прошлому ахейцев, запечатленному в гомеровском эпосе. Продолжая традицию Гомера, местный поэт VIII в. до н.э. Стасинос создал "Кипрские сказы", дошедшие до нас во фрагментах. Они представляют собой как бы вступление к 'Илиаде", повествующее о том, как Афродита, богиня Кипра, была признана Парисом самой красивой из богинь, что и послужило толчком к началу Троянской войны. Другой отличительной чертой киприотов можно считать их космополитизм. Если для полисной системы было характерно четкое размежевание между греками и варварами, между гражданами и негражданами, то на Кипре греки и варвары постоянно смешивались и пользовались практически равными правами.
Крит превратился в поле греко-персидских войн, а в 333 до н.э. подчинился Александру Македонскому. Его встретили на Кипре как освободителя греков, и многие местные жители присоединились к его армии. Построенные в это время на Кипре суда с пятью рядами весел были новым словом в кораблестроении и сыграли важную роль в морских победах Александра Македонского. В 323 г. до н.э. Александр умер, положив своими деяниями начало новой, эллинистической эпохи.
Новая эпоха означала в том числе ломку этнической, политической и религиозной замкнутости, возникновение новых форм государственности, расширение масштабов экономических связей, углубление процесса социальной дифференциации. Все эти процессы повлекли за собой утрату сохранявшейся на протяжении многих веков самобытности политической жизни и культуры киприотов. Все монархии подчинились власти дома Птолемеев. Сразу после смерти Александра Македонского началась борьба за раздел его наследия. Соперничество между диадохами самым непосредственным образом затронуло Кипр. В 310 г. до н.э. последний правитель Саламина, Никокреон, вынужден был покончить самоубийством из-за преследований одним из диадохов – Птолемеем, утвердившимся в Египте.
В 294 г. до н.э. Кипр стал официально принадлежать египетским Птолемеям. Последующие 250 лет (294-58 гг., 48-30 гг. до н.э.) остров почти неизменно оставался в составе их государства. Кипр представлял интерес как поставщик меди и серебра, зерна и древесины, а также как центр морской торговли и кораблестроения. Чтобы облегчить связь между птолемеевским Египтом и Кипром, столица острова была перенесена из Саламина в Пафос.
Известный также своим храмом Афродиты, Пафос стал одновременно и религиозным центром острова. Несмотря на продолжавшееся долгое время соперничество из-за Кипра Птолемеев и Селевкидов, население острова жило в относительном спокойствии, что способствовало его общественному и культурному развитию. Широкие масштабы в это время приобрело градостроительство. Города строились с прямыми, пересекающимися под прямым углом улицами, ориентированными по сторонам света.
Многие постройки эллинистического Кипра были заменены позже римскими или пострадали от сильных землетрясений 15 г. до н.э. и 76-77 гг. н.э., но эпиграфические памятники подтверждают существование гимнасиев в Пафосе, Саламине, Китионе и Курионе. Известно также, что во II в. до н.э. в Курионе был построен театр. Остатки общественных сооружений имеются и в Идалионе. Все это позволяет предполагать наличие полисной организации, сочетавшейся с эллинистической монархией. Иными словами, киприоты, будучи подчинены царю, в то же время располагали значительным объемом прав во внутреннем самоуправлении.
Про уровень развития духовной жизни на острове свидетельствует вклад киприотов в развитие эллинистической культуры. Большой известностью в античном мире пользовался Эвдемос (IV в. до н.э.), друг Платона и Аристотеля. Его творчество способствовало утверждению этического принципа эвдемонизма, согласно которому счастье является высшей целью человеческой жизни. Среди мыслителей того времени можно назвать Зенона из Китиона (335-264 гг. до н.э.), основателя философской школы стоицизма.
Приоритет главной богини – Афродиты сохранялся религиозной жизни киприотов. Она прославилась как Великая Матерь, дарующая земле плодородие и изобилие. Наряду с Афродитой почитались и другие боги греческого пантеона. Специфическим порождением эллинистической эпохи был культ Сераписа, божества, объединившего в себе черты Осириса и Зевса. Таким образом, Птолемеи пытались объединить греческих колонистов с местным египетским населением. Вместе с Исидой Серапис почитался и на Кипре, о чем свидетельствуют развалины храмового комплекса в Солы. Для острова также характерно существование династийного культа, в частности Арсинои – сестры и жены Птолемея II Филадельфа, которая часто идентифицировалась с Афродитой.
Вместе с эллинистическим Египтом он оказался в 1 в. до н.э. в составе Римской державы. Кипр вошел в состав так называемых «мирных» областей Римской империи. Благодаря этому смена власти не вызвала серьезных перемен в жизни местного населения и не нарушила его мирного существования. Вплоть до II в. население острова продолжало увеличиваться, росло производство основных сельскохозяйственных культур, улучшалось качество ремесленных изделий. Внешнее благополучие часто нарушалось вследствие землетрясений, эпидемий и прочих стихийных бедствий. Целая серия землетрясений произошла в 18-15 гг. до н.э. Последнее из них почти полностью разрушило Пафос и его знаменитый храм Афродиты. Город и храм были отстроены благодаря императору Августу.
Однако, экономическое процветание острова не означало социального мира. Как и среди населения всей империи в кипрском обществе, с начала I в. стали усиливаться противоречия между различными общественными группами. Следует отметить, что недовольства приобрели весьма специфическую форму – форму религиозных исканий. Авторитет античных богов стал резко падать. Первоначально возросло почитание чужеземных богов, позже повысился интерес к иудаизму, который в свое время сменило христианство. К IV в. значительная часть жителей острова уже была обращена в новую веру. Таким образом, на Кипр рано проникло христианство, сыгравшее огромную роль в развитии острова. В 46 н.э. была создана апостолическая кипрская церковь. Затем появились епископства в Кирионе и Ашиос Филоне. Распространение и укоренение христианства продолжалось здесь в течении трех столетий. В 5 в. кипрская церковь была признана автокефальной т.е. самостоятельной.
Период мира и экономического подъема переживал Кипр в ранневизантийскую эпоху. Но опустошительные набеги арабов в 647–649 гг., 743 г., 773 г. и 806 г. разрушали достижения островитян. Местные жители оказывали активное сопротивление оккупировавшим их арабам. В 688 г. император Юстиниан II и халиф Абд аль-Малик подписывают договор, согласно которому Кипр становится нейтральной страной; тем не менее этот нейтралитет неоднократно нарушается. Остров также регулярно подвергается нападениям пиратов.
В 965 г византийцам удалось вновь вернуть его себе. В 1184 г. на Кипре укрепился представитель свергнутой в Византии династии Коминов, но методы правления нового властителя, прибегавшего к постоянным поборам и вымогательству и отличавшегося жестокостью, лишили его всякой поддержки киприотов. Именно поэтому один из предводителей 3-го Крестового похода английский король Ричард Львиное Сердце смог в 1191 г. почти без сопротивления овладеть островом, обеспечив крестоносцам важнейшую опору в Восточном Средиземноморье.
История Кипра XI-XIV вв.
Правители поставленные Ричардом приказали грекам сбрить бороды. Ответом было восстание киприотов. Ричард попытался продать остров рыцарскому ордену тамплиеров, запросив за него 100 тыс. динаров. Тамплиеры сначала согласились, но, оказавшись перед лицом нового восстания мятежных жителей, отказались от сделки.
Тогда король продал остров королю Иерусалима Ги де Лузиньяну. Кипр оказался в руках французских рыцарей – феодалов и служил последним оплотом крестоносцев в их проникновении на Ближний Восток. Население острова подвергалось жестокому гнету, который усугублялся религиозными распрями (правители Кипра были католиками, население придерживалось восточно-христианской веры). Экономическая власть на острове все больше переходила в руки итальянских купцов, и в 1488 последняя кипрская королева, венецианка по происхождению, официально передала остров Венецианской республике. Но той не удалось надолго удержать его. В 1570–1571 г. Кипр был завоеван 80-тысячной турецкой армией.
История Кипра XV-XIX вв.
В период трехсотлетнего турецкого господства облик острова существенно изменился. На Кипре размещался 30-тысячный гарнизон Османской империи, почти столько же турок были переселены на остров из Турции. Изменения в жизни острова, в связи с этими событиями можно свести к двум основным моментам. Во-первых, изменился этнический и религиозный состав кипрского общества. По переписи податного населения, осуществленной а 1572 г., на Кипре в результате военных действий осталось около 65 тыс. христиан, прежде всего приверженцев Греческой православной церкви, поэтому Порта предприняла ряд мер по принудительному переселению как мусульманских, так и немусульманских подданных из других провинций.
Так на острове появилась значительная мусульманская, главным образом тюрко-язычная, община. С ее утверждением связано и начало функционирования на острове институтов мусульманской духовной культуры – мечетей, медресе, завие. Со временем мусульманская община стала увеличиваться за счет обращения киприотов-христиан. Таким образом, греки и турки острова жили раздельно и имели собственные органы администрации, возглавляемые, соответственно, православным и мусульманским духовенством. Так сформировались основы будущей двухобщинной системы.
Другой важной переменой в жизни киприотов стало повышение роли православной церкви. Подобное обстоятельство дало повод английскому дипломату Тернеру в 1815 г. утверждать, что фактически Кипром управляют архиепископ и подчиненные ему священники. С конца XVIII в. в среде немусульманского населения начало пробуждаться национальное самосознание и получила широкое распространение идея освобождения от «туркократии». Однако турецкие власти топили в крови любые проявления освободительного движения. Так, в 1821 г. султанский наместник не острове, Кючгак Метет, приказал повесить архиепископа Киприаноса, обезглавить трех епископов и несколько сотен кипрских аристократов, обвиняемых в участии в восстании.
В 1878 г. британское правительство побудило турецкого султана уступить Кипр Великобритании с целью «оккупации и управления». Формально остров остался в составе Османской империи и вносил дань в султанскую казну. Фактически он превратился во владение Великобритании.
Британские войска высадились в Ларнаке в мае 1878 г. Английская администрация сначала действовала очень осторожно, поскольку конвенция предполагала лишь временную оккупацию острова. В 1888 г. англичанами для Кипра по классической колониальной модели была разработана конституция. В соответствии с «конституцией» 1882 г., на Кипре устанавливалось ограниченное самоуправление обеих общин. Греки острова все более настойчиво добивались энозиса, но британская корона намеревалась удержать за собой этот важный в стратегическом отношении район. Деятельность англичан принесла определенные результаты в экономической сфере. Была упразднена откупная система, упорядочено налогообложение, предприняты меры для улучшения положения крестьян, построены дороги, улучшено медицинское обслуживание (при власти турок остров был местом ссылки, так как считался самым неблагополучным для здоровья местом империи).
Развитие хозяйственной и культурной жизни не могло, однако, снять того напряжения, которое все больше ощущалось в отношениях между киприотами и британскими властями.
История Кипра XX в.
В ноябре 1914 г., Турция заявила о своем вступлении в Первую мировую войну на стороне Германии, в свою очередь Лондон объявил о денонсации договора 1878 г. и аннексии Кипра. Таким образом, киприоты из османских подданных окончательно превратились в подданных британской короны. Лозаннский мирный договор 1923 г. официально зафиксировал аннексию Кипра Англией и отказ Турции от всех прав на остров. Действовал орган самоуправления – Законодательный совет, но реальная власть целиком принадлежала британскому губернатору.
В обстановке мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. очередные акции британской администрации, направленные на усиление контроля над Кипром, привели к открытому конфликту киприотов с властями. В Никосии манифестанты, требовавшие встречи с губернатором острова, получив от последнего отказ, разгромили и подожгли губернаторскую резиденцию. Полиция получила приказ открыть по демонстрантам огонь. Расстрел демонстраций протеста привел к восстанию греков, которое длилось больше недели, но было подавлено. После этого британская администрация отменила действие конституции и распустила органы местной власти. Подобные столкновения прошли и в других городах страны. В результате этих инцидентов Англия ужесточила контроль над островом. Специальным королевским указом даже было приостановлено действие конституции. Особенно деспотическим оказалось правление британского губернатора Герберта Палмера.
Во время Второй мировой войны кипрские добровольцы сражались в составе британских вооруженных сил. В условиях Второй мировой войны колониальные власти предпочли пойти на смягчение режима, и в 1943, впервые после 12 летнего перерыва, на Кипре прошли муниципальные выборы, на которых существенного успеха добились коммунисты из партии АКЕЛ. Надежды киприотов на обретение независимости в послевоенный период не оправдались, поскольку Британия по-прежнему рассматривала Кипр как важный стратегический плацдарм в Восточном Средиземноморье. После того как попытки мирного разрешения кипрского вопроса не дали результатов, в 1955 г, началась война за независимость, длившаяся вплоть до 1959 г.
В январе 1950 г. руководство общины и кипрской православной церкви организовало проведение референдума среди греков острова: его участники высказались за присоединение Кипра к Греции, но Великобритания не признала результаты референдума. С 1954 г. вопрос о Кипре, по инициативе Греции, поднимался в ООН, но его обсуждение срывалось. Не получив мирного разрешения конфликта, крайнее крыло греческих националистов создало Национальную организацию кипрских борцов (ЭОКА) и вапреле 1955 г. начало вооруженную партизанскую борьбу за воссоединение с Грецией.
Переговоры между министрами иностранных дел Великобритании, Греции и Турции по Кипру закончились безрезультатно. Турецкое правительство потребовало передать остров Турции или разделить его между Грецией и Турцией. В свою очередь в сентябре 1955 г. в Турции вспыхнули погромы против греков; на острове даже была образована турецкая военизированная группа «Волкан», которая совершала операции против ЭОКА. В марте 1956 г. переговоры между британскими властями и руководством греческой общины Кипра во главе с архиепископом кипрской православной церкви Макариосом III закончились безрезультатно, епископы были арестованы и высланы на Сейшельские острова. Колониальные власти развернули операцию по подавлению национального движения на Кипре: число британских войск на острове достигло 30 тысяч, были произведены массовые аресты.
Министры иностранных дел Великобритании, Греции и Турции собрались в феврале 1959 г. на конференцию в Цюрихе, на которой было подписано предварительное греко-турецкое соглашение. За этим последовало проведение конференции в Лондоне с участием премьер-министров Великобритании, Греции и Турции, а также представителей обеих общин острова. В результате была достигнута договоренность о предоставлении Кипру политической независимости при соблюдении самоуправления общин и гарантии со стороны всех трех заинтересованных государств.
Согласно этой договоренности Англия, Греция и Турция являются гарантами «независимости, территориальной целостности и безопасности» Кипра, что дает этим странам возможность вмешательства в его внутренние дела («Договор о гарантиях»). Кроме того, Греция и Турция получили право содержать на острове свои военные контингенты – соответственно 950 и 650 чел. («Договор о союзе»). Англия сохранила также под своим полным суверенитетом территорию острова площадью 99 кв. миль, на которых расположены две крупные военные базы – Декелия и Акротири, а также обеспечила себе право использовать другие «небольшие участки» территории острова и его инфраструктуру в связи с деятельностью баз и объектов. Подписанные в 1959 г. соглашения не смогли обеспечить единство острова, предотвратить этническое размежевание и межобщинные столкновения.
В декабре 1959 г. президентом Кипра был избран вернувшийся из ссылки Макариос III. Парламентские выборы в июле 1960 г. принесли победу его сторонникам, образовавшим Патриотический фронт. Вице-президентом острова стал турок-киприот Ф.Кучук. В 1963 г. на острове начались вооруженные столкновения между населяющими его общинами греков и турок.
В июле 1974 г. кипрской реакцией при поддержке афинской военной хунты, проводившей курс на «энозис» (присоединение Кипра к Греции), на острове была предпринята попытка государственного переворота. Под предлогом восстановления порядка и защиты турок-киприотов Турция ввела на остров свои войска, оккупировав около 37% его территории. Это привело к фактическому расколу Кипра на две обособленные части. Была дезорганизована экономика страны, полностью нарушены связи между общинами.
Около 200 тыс. греков-киприотов стали беженцами. В 1974-75 гг. почти все турки-киприоты переселились на оккупированную турецкими войсками часть Кипра, а греки-киприоты – на юг острова. Международным сообществом предпринимаются активные усилия по урегулированию кипрской проблемы. Вторжение Турции на Кипр и оккупация 37% его территории, а также непрекращающееся нарушение основных прав народа Кипра были осуждены большинством международных организаций.
Генеральной Ассамблеей ООН, движением неприсоединившихся стран. Британским Содружеством наций и Советом Европы. Турки занимают 37% территории острова, в его северной части, отделенной от юга линией Аттила. Турецкое присутствие представляется прочным и длительным, более того, сюда были перевезены многочисленные поселенцы из Анатолии (около 90 тысяч). Эти территории входят составной частью в так называемое «турецкое федеративное государство Кипр» (позднее названное «турецкой республикой Северный Кипр»), не признанное ни одной страной мира, за исключением Турции.
Вторжение и оккупация имели разрушительные последствия. Около 142 тысяч греков-киприотов, проживавших на севере - приблизительно четверть (23%) населения страны, – были выгнаны из своих домов и превратились в беженцев. Кроме того, угрозами и лишением элементарных прав турко-кипрская администрация постепенно вынудила покинуть родные места и искать убежища на территории, контролируемой правительством, ещё 20 тысяч греков-киприотов, оставшихся в оккупированной зоне
Правительство Республики Кипр подало официальную просьбу о вступлении в Европейское Сообщество в 1990 г., но ЕС настаивало на том, чтобы этому предшествовало политическое урегулирование на острове.
Став президентом Кипра, Г.Василиу, попытался наладить диалог с турками-киприотами. Его усилия поддерживали коммунисты из АКЕЛ и консерваторы из Демократического сбора – партии, которые смогли добиться успеха на парламентских выборах 1990 г. в ущерб сторонникам жесткой линии из ДП и ЭДЕК. Но переговоры в 1992 г. под председательством генерального секретаря ООН завершились безрезультатно, поскольку турецко-кипрская сторона продолжала настаивать на существовании суверенного государства на севере острова. В феврале 1993 Василиу проиграл президентские выборы лидеру Демократического сбора Глафкосу Клиридису, который сформировал правительство с участием своей партии и ДП.
Глава государства выступил за создание на Кипре федеративного государства с широкой автономией для обеих общин, при выводе турецких войск и вступлении страны в Европейское Сообщество. Одновременно Клиридис стремился укрепить отношения с Грецией. Он договорился о включении Кипра в оборонительную доктрину Греции. В 1996 г. поддерживавшие Клиридиса партии Демократический сбор и Демократическая одержали победу на очередных парламентских выборах в Республике Кипр.
В августе 1996 г. ситуация на острове и вокруг него снова обострилась. Сотни греков-киприотов попытались вторгнуться на турецкую зону. Один из демонстрантов был убит турками-киприотами. В ходе последовавших за этим столкновений турецкие солдаты застрелили грека-киприота и ранили двух британских военнослужащих. Премьер-министр Греции угрожал Турции войной в случае попыток расширить турецкое присутствие на острове. Посредничество ООН между Клиридисом и Денкташем ни к чему не привело, британский план создания федерации на Кипре был воспринят сторонами скептически. При посредничестве генерального секретаря ООН и американских дипломатов в июле и августе 1997 г. прошли новые переговоры между президентами обеих частей острова, оказавшиеся безрезультатными.
В 1999 г. и 2000 г. международные усилия по урегулированию кипрского кризиса продолжались. После двухлетнего перерыва при посредничестве США и под эгидой ООН прошли переговоры о сближении между представителями греческой и турецкой частей острова. За ними последовали переговоры между обоими президентами при посредничестве специального представителя генерального секретаря ООН. Они выявили глубокие разногласия по кипрской проблеме. В декабре 1999 г. главы государств и правительств стран – членов Европейского Союза, несмотря на возражения Турции, постановили, что Республика Кипр будет принята в ЕС в 2003 г. даже в том случае, если до тех пор объединения острова не произойдет. Некоторым прогрессом можно было считать проведение в июле 2000 г первой встречи нескольких сотен киприотов из обеих частей разделенной страны.
Перед вступлением Кипра в ЕС европейские дипломаты и ООН предприняли еще одну попытку добиться объединения Кипра с тем, чтобы в Союз войти уже единым. В 2003 г. удалось договориться об открытии передвижения между обеими частями страны. Но турецкая торона по-прежнему настаивала на модели федерации суверенных государств. В 2003 г. в ЕС вступила только международно признанная Республика Кипр.
Вступление в ЕС было естественным выбором Кипра, продиктованным его культурой, цивилизацией, историей, европейским мировоззрением и приверженностью идеям демократии, свободы и справедливости.
На территории, оккупированной Турцией, закон и нормы ЕС (acquis communautaire) не будут применяться, пока не решится проблема раздела острова. Между тем правительство Кипра в сотрудничестве в комиссией ЕС делает все возможное, чтобы облегчить развитие экономических отношений между двумя общинами и повысить уровень жизни турко-киприотов.
Получая большую выгоду от вхождения в ЕС, Кипр, как член этого объединения государств, в свою очередь, может и предложить многое. Остров занимает стратегическое положение на перекрестке дорог, соединяющих Европу, Ближний Восток, Северную Африку и Азию, поэтому существенно возрастает его значение как регионального бизнес-центра, а также международного коммуникационного и транспортного центра. Отличаясь современной инфраструктурой, действенной правовой системой, налоговыми льготами, низким уровнем преступности и хорошо подготовленной рабочей силой, Кипр представляет собой чрезвычайно удобную региональную операционную базу для европейских компаний.
Со времени вступления в ЕС на Кипре проведены существенные структурные реформы, преобразовавшие его экономический пейзаж. Торговля и процентные ставки либерализованы, контроль уровня цен и инвестиционные ограничения сняты. Наряду с отменой монополий, разрешено частное финансирование строительство и крупных инфраструктурных проектов.
|
|
Достопримечательности Кипра |
|
Опрос по зарубежной недвижимости |
|
|