25.10.2007 Ипотечные уступки
Рынок отечественной банковской розницы – вещь парадоксальная. На заре своего становления финучреждения мало заботились о нуждах клиентов. Взять, к примеру, первые платежные карты. Особой потребности и пользы от них для украинцев не было.
Их преимуществами могли воспользоваться лишь считанные люди, которым карты были необходимы для зарубежных поездок и которые выступали скорее в качестве имиджевой составляющей. Но банкиров это мало заботило, и они начали их навязывать в качестве инструмента выплат заработной платы. И хотя со временем работодатели все же могли оценить удобства такого подхода, простым работникам от этого легче не становилось – новизна технологий, дефицит банкоматов и прочие факторы ставили целесообразность использования карт под большой вопрос.
С другими банковскими продуктами ситуация выглядела несколько иначе – депозиты, авто и ипотечные кредиты были более понятными и желанными для наших соотечественников. Однако во всех продуктах, ориентированных на частного клиента, четко прослеживалась одна тенденция – банки не имели особого желания, а порой и возможности, предлагать клиентам то, что им на самом деле нужно. Их разработки не были гибкими и отвечали лишь стандартным потребностям среднестатистического банковского клиента. Они попросту делали то, что умели. Впрочем, в то время, это, возможно и оправдывало себя.
Сегодня же украинские банки уже подошли к той стадии своего развития, когда им придется не только разрабатывать и предлагать новые продукты для населения, но стараться найти (или угадать) и удовлетворить потребности клиентов.
Трехмесячная гарантия
В силу стремительно развивающейся конкуренции все большее количество банков стремиться каким-то образом ускорить и упростить процесс выдачи клиенту решения о выдачи ипотечного кредита. По словам Антона Шаперенкова, начальника управления разработки продуктов розничного бизнеса VAB Банка, сегодня конкуренция между банками в выдаче ипотечных кредитов состоит не только в предложении клиентам более выгодных условий, но и в скорости принятия банком решения. «В первом полугодии сразу несколько банков отказались от обязательного предоставления справки о доходах при внесении значительной предоплаты на получения ипотечного кредита. VAB Банк с октября месяца планирует запустить новую технологию выдачи кредита, в рамках которой, клиент будет получать ответ «да» или «нет» в течении нескольких часов (до 5-6 часов), после чего кредит можно будет получить в течении 2-3-х дней с момента предоставления документов на приобретаемую квартиру», - говорит Антон Шаперенков.
Нечто подобное присутствует и у некоторых других банков. Так, в УниКредит Банке в течение получаса в любом отделении клиент может пройти оценку кредитоспособности и получить документ с описанием возможных условий получения кредита (сумма кредита, срок кредитования, размер ежемесячного платежа). Эти условия гарантированно остаются неизменными на протяжении 3 месяцев (при условии, что заявленная информация на момент выдачи кредита будет подтверждена документально), в течение которых клиент сможет найти подходящее жилье, собрать необходимые документы и вернуться в банк уже непосредственно за кредитом.
В течение 3-х дней после предоставления клиентом пакета необходимых документов УниКредит Банк гарантирует получение окончательного решения по кредиту. В тот же день клиент может назначать день и время кредитной сделки.
Результат без гарантии
Ряд банков предлагают несколько иную схему. Они готовы рассмотреть заявку на ипотечный кредит по телефону. В этом случае клиента просят назвать минимально необходимые данные для определения его платежеспособности и возможности выдачи ему кредита. Однако поскольку это решение документально не подтверждено, оно не может выступать гарантией последующего фактического принятия положительного решения.
В качестве еще одной альтернативы, некоторые финорганизации предлагают потенциальному заемщику заполнить анкету на сайте банка. Например, ОТП Банк предлагаем указать в анкете необходимую информацию и сразу же узнать максимально возможную сумму кредита, которую клиент может получить. При этом, учитывая, что заполнение анкеты требует некоторого времени, зарегистрировавшись, клиент может сохранить информацию и вернуться к редактированию заявки в удобное для него время.
Сконструируй это!
Но как быть, если человека не устраивают стандартные условия предоставления кредита? По заверению специалистов Надра Банка, в случае, если клиенту не подходят стандартные ипотечные программы, он может воспользоваться ипотечным конструктором. Клиент самостоятельно сможет подобрать те преимущества, которые подходят именно для него. При этом менеджер предложит персональные условия оформления кредита, предоставив клиенту на выбор список кредитных опций. Безусловно, надеяться на сверхлояльные условия не стоит, однако сам факт того, что банки стараются проявить гибкость, уже говорит о многом.
Еще одним направлением ипотечных уступок банков является регулярность погашения кредита. Все больше становится популярной схема так называемых кредитных каникул, когда заемщик может себе позволить пропустить одну или две выплаты по кредиту в течении определенного времени (пол года или год). Благодаря этой программе он может с чистой совестью уехать в отпуск хоть на целый месяц, не заботясь о возможных просрочках по кредиту и дальнейших санкциях со стороны любимого банка.
Автор : Андрей Франко
Источник : http://www.companion.ua
|