28.12.2007 Фальшивые банкиры
или Как я чуть не стала жертвой карточных мошенников
У меня зазвонил телефон. Номер не высветился, но поздоровался молодой человек, представившийся менеджером Андреем из моего банка.
Очень вежливо.
«У вас есть непогашенная задолженность по кредитной карте. Не могли бы вы объяснить, в чем дело?» – осведомился он. Кредитная карта у меня действительно есть, но я ни разу не допускала по ней просрочек, о чем и сообщила звонившему. «Ну как же, вот вы 20 сентября оплатили картой покупку телевизора в «М-Видео» и не внесли обязательный платеж», – не сдавался молодой человек.–
«Не может быть, здесь какая-то ошибка! Я не покупала телевизор».
– «Возможно, давайте проверим. Итак, вас зовут?..»
Я назвала фамилию имя отчество. «Ну да, все правильно, – сказал молодой человек, – тогда назовите мне номер вашей кредитной карты, у вас ведь Visa?» У меня действительно есть карта Visa, но смутные сомнения в чистоте намерений «Андрея» уже закрались в мою голову. И я ответила, что в банке в любом случае должны быть все мои данные. «Вы поймите, по вашей карте прошел платеж, вы его не погасили, уже начисляется штраф, я вам же пытаюсь помочь и разобраться, в чем дело!» – несколько раздраженно сказал молодой человек. Я схитрила и назвала неправильный номер – последние восемь цифр придумала на ходу. Я знаю о том, что, например, для оплаты покупок в интернет-магазине достаточно знать платежную систему (Visa, MasterCard или другая), ФИО держателя карты, срок действия, номер карты и трехзначный CVV-код (он нанесен на оборотной стороне карты), но так как почувствовала неладное, и поэтому решила подстраховаться. «Так, хорошо, а теперь назовите трехзначный код, который написан на обратной стороне карты», – продолжил «Андрей». Тут мне стало все ясно. «А может, вам еще дать ключи от квартиры, где деньги лежат? Назовите свою фамилию и должность, я сейчас сама перезвоню в банк и разберусь. Я должна знать, на кого мне ссылаться», – сказала я довольно жестко. В трубке раздались короткие гудки. Так я чуть не стала жертвой мошенников. Надо отдать им должное – разговаривают они профессионально, и, я полагаю, немало людей попадается на их удочку.
Банки предупреждают
Добравшись до редакции, я полезла в Интернет искать информацию о карточных мошенниках. И практически сразу наткнулась на предупреждения, размещенные на официальных сайтах банков (Промсвязьбанк, Альфа-банк и другие), примерно следующего содержания: «Уважаемые держатели международных платежных карт! Обращаем ваше внимание на то, что в последнее время участились случаи мошенничества c международными платежными картами. С целью получения персональных данных держателя, а также реквизитов самой платежной карты злоумышленники звонят по номеру телефона клиента и представляются сотрудниками одного из крупных российских банков. После подтверждения фамилии, имени и отчества клиента мошенники пытаются под тем или иным предлогом узнать паспортные данные, номер самой карты, ПИН-код и код безопасности. Информируем, что сотрудники банка никогда не совершают такого рода звонков. Также обращаем ваше внимание на то, что банк не рассылает электронные письма и SMS-сообщения клиентам – держателям карт банка с просьбой подтвердить номер платежной карты и/или другие персональные идентификаторы.
Если вы получили подобное сообщение по телефону или по электронной почте, убедительно просим вас ни при каких обстоятельствах не сообщать информацию о реквизитах карты сторонним лицам».
Что касается писем по электронной почте, поясним: человеку приходит письмо якобы от имени банка, в котором сообщается, скажем, о сбое в программном обеспечении или о новых настройках безопасности, которые позволят защитить интересы держателя карты и т.п. (вариантов масса). Данные письма содержат просьбу подтвердить персональные данные и реквизиты карты, для чего предлагается пройти по ссылке. Ссылка, если ее открыть, будет точной копией сайта банка. Этот подставной сайт и создан специально с целью сбора данных. Такой способ профессионалы называют фишингом, что в вольном переводе с английского означает «ловить на удочку», «выуживать». Выуживают, как вы понимаете, ценную информацию, которая позволит мошенникам поживиться за чужой счет.
Резюме
Как подстраховаться и не попасться мошенникам? Ответ дан выше: нужно твердо усвоить, что банки никаким способом – ни по телефону, ни по Интернету – не пытаются «уточнить» персональную информацию клиентов и тем более реквизиты пластиковой карты. При возникновении сомнений (поступлении звонка, получении SMS-сообщения или письма на ваш электронный адрес) не поленитесь, перезвоните в банк и уточните там все интересующие вопросы: о состоянии счета, наличии сбоев и т.п.
Выноски
«А может, вам еще дать ключи от квартиры, где деньги лежат? Назовите свою фамилию и должность, я сейчас сама перезвоню в банк и разберусь. Я должна знать, на кого мне ссылаться», – сказала я довольно жестко. В трубке раздались короткие гудки
Татьяна Макурова
Источник: Наши деньги
|