Айналы Кавак Касры (Стамбул)
Дворцовый комплекс Айналы Кавак (Kasimpasa Haskoy Yolu) занимал в XV-XIX веках часть побережья бухты Золотой Рог и лесистые холмы между районами Касимпаша и Хаскёй.
Современная плотно застроенная территория на протяжении веков была уголком тенистых парков, изумрудных лугов и весёлых ручьёв, где любили совершать длительные прогулки византийские императоры, а затем и османские султаны.
После завоевания Константинополя этот удивительный кусочек сельской местности стал частью имперского парка Терзане Хасбахче, расположенного позади здания флотского арсенала в квартале Касимпаша.
Почти ничего не известно о сооружениях, которые могли быть возведены на территории парка вплоть до XVII века. Считается, что первая постройка датируется эпохой правления Ахмеда I (1603-1617). Именно он соорудил здесь изысканный павильон, окружив его благоухающим садом, а также апартаменты для своего гарема и хозяйственные сооружения. Разросшийся при Ибрахиме I (1640-1648), дворец сгорел в 1677 году и был заново отстроен Мехмедом IV (1648-1687). Со временем добавились новые постройки, и дворцовый комплекс получил название Терзане, хотя был известен и как Айналы Кавак.
XVIII век – время расцвета дворца. Теперь он включал в себя апартаменты султана, гарем, покои главного евнуха и дворцовых преподавателей, сокровищницу и оружейное хранилище, молитвенный зал, бараки дворцовой стражи и комнаты прислуги. В комплекс дворца входили также многочисленные парковые павильоны, купальни, бассейны, мечети и даже аквариум. Последним правителем, проводившим здесь время, стал Селим III. В конце XIX века дворец использовался преимущественно для приёма иностранных делегаций.
Сегодня о прежней роскоши напоминает лишь павильон Айналы Кавак, знаменитый своими зеркалами – подарком венецианских купцов, установленными здесь в 1718 году. Архитектурный стиль и убранство павильона сделали его редким и выдающимся образцом классической османской архитектуры. Павильон интересен и тем, что именно в нём на протяжении многих дней сочинял музыку Селим III, уважаемый всеми композитор и выдающаяся личность в турецкой классической музыке.
Главные комнаты павильона – гостиная и Музыкальный зал. Их украшает изящная каллиграфия, выполненная мастером Йезари, и стихи двух знаменитых поэтов: Эндеруни Фазил и Шейх Галиб.
Это небольшое здание было построено на террасированном холме и имеет один этаж. Правда, со стороны моря расположен и небольшой цокольный этаж. Верхний, или главный, этаж занимала императорская семья, а нижний был частично отдан прислуге.
Павильон Айналы Кавак объединил в себе османские и западные традиции. Это наглядно подтверждают письменный стол и два стула в европейском стиле, инкрустированные перламутром и слоновой костью на османский манер. Кроме того, использование верхнего окна, венчающего нижнее, традиционно для османской архитектуры, а размер и форма окон повторяют западные образцы.
Комнаты были оклеены обоями и украшены живописными полотнами и барельефами с причудливым орнаментом, а также вензелями султанов. Каждой комнате была присуща определённая цветовая гамма, отличавшая её от остальных. Широко использовалась и позолота стен, потолков и мебели. Полы были устланы мягкими коврами, а в каждой комнате была своя печь для обогрева. Освещались помещения уникальными старинными люстрами.
Сегодня в память о Селиме III как композиторе в цокольном этаже павильона размещена выставка турецких музыкальных инструментов, подаренных различными организациями и частными лицами. Здесь также можно увидеть и фотографии древних народных инструментов.
Летом жителей Стамбула и туристов привлекают очаровательные сады комплекса и кафе павильона, а также концерты классической турецкой музыки.
Часы работы: с 9:30 по 17:00. Ежедневно, кроме Понедельника и Четверга.
|