09.10.2007 Гостиничный франчайзинг
Что такое франчайзинг? В настоящее время, по официальным данным Международной ассоциации франчайзинга, почти любой вид бизнеса может стать предметом франчайзингового договора.
Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.
Фактически, франчайзинг — это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:
• с соблюдением определенных качественных характеристик;
• с применением обусловленных технологий;
• по разработанной схеме;
• в четко установленном месте;
• под определенным товарным знаком.
В обмен на часть прибыли и независимость франчайзи получает достаточно известный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.
Одним из ключевых понятий в системе франчайзинговых отношений является франшиза (франчайзинговый пакет). Под ним понимается полная бизнес-система, включая пособия по ведению работ, программное обеспечение, документацию и другие материалы, которую франчайзер передает франчайзи. Наличие франшизы позволяет последнему работать достаточно эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в соответствующей сфере бизнеса.
Характер отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от вида франчайзингового соглашения.
Виды франчайзинга
В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную (предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного франчайзера).
Как правило, крупные международные франчайзеры используют следующую схему развития франчайзинговой сети в той или иной стране: на первом этапе создается собственное представительство, которое в течение нескольких лет наряду с изучением рынка осуществляет основную деятельность с использованием стандартных подходов, тем самым апробируя его в новых условиях и, если это необходимо, адаптируя. Если в результате делается вывод о соответствии бизнес-подхода компании условиям рынка и о готовности местных компаний работать по франшизе, представительство начинает осуществлять поиск и отбор франчайзи, в полной мере обеспечивая поддержку и контроль их деятельности без привлечения головного офиса.
В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга:
• производственный;
• товарный;
• сервисный;
• франчайзинг бизнес-формата.
Гостиничный франчайзинг
Что касается гостиничного франчайзинга, то по определению он мало отличается от описанного выше. Следует отметить, что гостиничная франчайзинговая система предоставляет права исключительно на использование своего имени, логотипа, систем бронирования и других видов обслуживания, но сама эта система не осуществляет функций управления гостиницей.
По словам Николая Стеценко, юриста киевского офиса «Бейкер и Макензи», договор франчайзинга гостиницы предполагает предоставление международным оператором в распоряжение собственника гостиницы бренда оператора, а также стандартов оператора. В отличие от договора управления, в этом случае собственник самостоятельно управляет гостиницей или нанимает менеджера исключительно по своему усмотрению. Однако оператор строго следит за тем, как собственник придерживается всех стандартов гостиницы. Такая форма отношений собственника и оператора может быть выгодна, если собственник желает самостоятельно управлять гостиницей. Но, к примеру, в случае четырех-пятизвездочной гостиницы оператор редко согласится на франчайзинг.
Классический франчайзинг гостиниц бывает двух видов:
• франчайзи получает комплект строительной документации от франчайзера для строительства гостиницы;
• франчайзи, у которого есть своя гостиница, входит в «гостиничное кольцо» известного бренда.
Первый вариант франчайзинга для гостиниц интересен строительным компаниям, девелоперам. Однако международные операторы редко инвестируют собственные средства в строительство гостиниц. Сказываются меньшая доходность, большая затратность и более длительные сроки окупаемости проектов.
На практике рачительный девелопер заранее приглашает оператора к разработке проекта гостиницы с тем, чтобы объект соответствовал требованиям оператора. Часто привлекаются иностранные архитекторы и проектные бюро, которые совместно с украинскими архитекторами проектируют гостиницу. При этом право управления гостиницей собственник оставляет за собой. Очевидным минусом при таком способе ведения бизнеса является меньшая вовлеченность оператора в ежедневные дела гостиницы. А это теоретически может сказаться на качестве предоставляемых услуг. Стоит отметить, что оператор жестко борется за сохранение права собственности на предоставляемый бренд.
Второй вариант франчайзинга возможен только для гостиниц не ниже трех звезд и при наличии гостиничной цепи. Гостиничная цепь предполагает объединение нескольких гостиничных предприятий в коллективный бизнес, осуществляемый под единым руководством и одной торговой маркой. Преимуществом такого объединения является то, что потребители, пользующиеся услугами одной гостиничной цепи, достаточно четко представляют себе качество обслуживания и размещения, независимо от местонахождения конкретного объекта. Это дает возможность существенно экономить на рекламе и продвижении нового объекта, поскольку наличие известной торговой марки не только позволяет судить о качестве предоставляемых услуг, но и включает гостиницу в уже действующую сеть бронирования и продаж.
Если предприятие является только франчайзинг-членом какой-либо гостиничной цепи, оно может управляться самостоятельно, вне контроля со стороны администратора цепи. Цепь при этом не несет ответственности за потери по франчайзинговым операциям и не имеет права на доходы (за исключением причитающейся ей суммы по франчайзинговому договору).
Обязанности сторон
«Для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия на общий имидж и рыночную репутацию франчайзинговой сети франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его деятельности, — говорит Елена Курченко, директор компании Horwath Consulting Ukraine. — При этом не нарушается экономическая и юридическая самостоятельность франчайзи. В целом, во франчайзинговом контракте оговариваются обязанности как франчайзера, так и франчайзи».
Базовые нормы контракта
• Владелец занимается управлением, следуя критериям и политике, обозначенным гостиничной сетью, которая предоставляет франшизу и бренд гостиницы.
• Контракт связан с коммерциализацией заведения, а не с управлением.
• Гостиница должна выполнять определенные стандарты строения, зафиксированные в нормативах каждого бренда.
• Сеть занимается подготовкой собственного персонала гостиницы на должностях, которые считает ключевыми (генеральный директор, директор отдела питания и напитков, директор отдела маркетинга), обычно посылая их в работающие гостиницы на других рынках.
• Гостиничная сеть не гарантирует достижения каких-либо операционных целей, более того, во многих случаях владелец должен гарантировать франчайзеру обязательный минимум оборота.
• Разрыв отношений более прост и дешевле, чем в контракте на управление.
• Гостиничная сеть осуществляет механизмы контроля управления, посредством стимуляции клиентов оценивает качество услуги на регулярных основаниях.
• Иногда гостиничные сети устанавливают контроль над выполнением строительных работ посредством обязательного контракта технической помощи, который, если владельцы умеют им воспользоваться, может быть очень полезным для проекта.
• Зарплаты выплачиваются полностью за счет владельцев и по их распоряжению, включая услуги, заказываемые у гостиничной сети, такие, как, например, тренинг персонала, применение software управления или же местные рекламные кампании, которые будет осуществлять гостиничная сеть в своих гостиницах определенной зоны или особого вида (гостиницы с конференц-услугами, со SPA, гостиницы в зонах отдыха, городские гостиницы).
• Все эти нормы могут обсуждаться в меньшей мере, поскольку программы для франшиз являются уже готовыми пакетами.
• Среди гостиниц высокого уровня сети, которые предлагают франшизы, очень немногочисленны, и, как правило, дают их только тем предприятиям, которые уже имеют определенный опыт управления гостиницами, редко — предприятиям, которые только начинают свою деятельность в гостиничном бизнесе.
Франчайзинг в Украине
Практически все специалисты рынка недвижимости отмечают привлекательность украинского гостиничного сектора для инвесторов и международных гостиничных операторов. Но с уверенностью говорить о том, что сегодня в Украине наблюдается гостиничный бум, пока не приходится. Во всяком случае, если сравнивать гостиничный сектор с торговым или офисным, которые сегодня у инвестора в особом почете.
Тенденция роста туристической привлекательности Украины и, соответственно, спрос на гостиничные услуги в несколько раз превышают предложения на рынке, а качество предлагаемых услуг оставляет желать лучшего. При этом из ряда гостиниц, заявленных к открытию в ближайшие годы, были реализованы всего лишь несколько крупных проектов. Все это, конечно, не может не вызывать интерес со стороны инвестора. Уже в ближайшее время эксперты прогнозируют активное развитие гостиничного сектора и освоение международными операторами украинского гостиничного рынка.
Однако украинскому собственнику, желающему получить финансирование либо инвестиционного партнера, следует понимать, что обязательным условием этого партнерства станет наличие третьей стороны — гостиничного оператора, являющегося для него гарантом возврата инвестиций.
Как отмечает Николай Стеценко, в настоящее время присутствующие на украинском гостиничном рынке международные операторы сочли разумным сконцентрировать свои усилия в сфере управления гостиницами, но не объектами недвижимости. Это в первую очередь касается первоклассных гостиниц, то есть четырех-пятизвездочных. Договор на управление гостиницей зачастую приобретает форму целого пакета договоров, который включает, среди прочего, сам договор об управлении (либо рамочный договор), лицензионный договор, договор об оказании маркетинговых услуг, договор о технической помощи, договор о системе резервирования и прочие.
Что касается договоров франчайзинга, то они используются реже, так как в основном присущи гостиницам более низкого класса, нехватка которых и наблюдается на отечественном гостиничном рынке. Однако, по прогнозам операторов, с развитием двух-трехзвездочных гостиниц договоры франчайзинга, безусловно, будут популярными.
Источник : Журнал «Commercial Real Estate UA»- http://www.cre-ua.com
|